Фэндом

Кто из сахабов задал больше всех вопросов Пророку Мухаммаду    (ﷺ) ?

Из некоторых хадисов становится ясно, что из всех сподвижников больше всего вопросов посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) задавал Абу Хурайра.

Сообщается, что однажды Абу Хурайра спросил посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям): «О, посланник Аллаха! Кто в судный день будет более всего достоин твоего заступничества?». В ответ на это, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О, Абу Хурайра! Зная твою любовь к хадисам, я предполагал, что ты будешь первым, кто спросит меня об этом. В судный день больше всех будет достоин моего заступничества тот, кто абсолютно искренне и от всего сердца скажет: Ля Иляха Илляллах» (Бухари, Ильм, 33; Рикак, 51).

Сказав это, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) одобрил стремление Абу Хурайры к познанию хадисов.

Абу Хурайра настолько посвятил себя получению знаний, что его единственным желанием было получение новых знаний и глубокое знание религии (тафаккух).

Сообщается, что однажды посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) делил между мусульманами военные трофеи, и увидел, что Абу Хурайра совершенно безучастен к этому, тогда он спросил: «Разве ты не хочешь получить трофеи, как их получили твои товарищи?». В ответ на это Абу Хурайра сказал: «О, посланник Аллаха! Я хочу от тебя только одного, чтобы ты научил меня тому знанию, которому тебя научил Аллах» (Ибн Хаджар аль-Аскалани, аль-Исаба, 7/203).

Абу Хурайра был очень любознательным и смелым в том, что касалось получения знаний. Он находил в себе смелость спрашивать у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) то, что другие сахабы спросить не решались, и полученный ответ хранил, чтобы сообщить это другим сподвижникам.

Однажды Убай ибн Кааб, который был писарем откровений, указывая на это, сказал: «Абу Хурайра проявлял смелость при обращении к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Он не стесняясь спрашивал то, что мы спросить не осмеливались» (Ибн Хаджар аль-Аскалани, аль-Исаба, 7/202).

Абу Хурайра задавал вопросы не только посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), но и тем сахабам, которые приняли Ислам раньше чем он, извлекая таким образом пользу и из их знания.

Кто из сахабов уложил тело посланника Аллаха (ﷺ) в могилу после его смерти?

В то время в Медине копали могилы двух видов: с ляхдом и с шакком. Ляхд – это углубление, сделанное в нижней части стены могилы, которая была обращена в сторону киблы. А шакк – это углубление, сделанное в середине могилы.

Сообщается, что в связи с этим посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Делайте ляхд, и не делайте шакк. Так как ляхд – это для нас. А шакк – это для всех остальных».

Сообщается, что Абу Убайда аль-Джаррах (радыйаллаху анху) выкапывал могилу по мекканскому образцу, с шакком, а Абу Талха (радыйаллаху анху) выкапывал могилу с ляхдом, как это делали мединцы.

Между сахабами возникли разногласия по поводу того, какой должна быть могила посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Мухаджиры настаивали на том, что могила должна быть выкопана так, как это делали в Мекке, то есть с шакком. А ансары настаивали на том, что могила должна быть вырыта с ляхдом, так как это принято в Медине.

Тогда Аббас (радыйаллаху анху) пригласил двух людей. Одному из них он сказал: «Отправляйся к Абу Убайде и приведи его», а второму: «Отправляйся к Абу Талхе и приведи его». А затем сделал следующее дуа: «О, Аллах! Выбери то, что является благом для Твоего посланника!».

Тот из этих двух людей, кто вернулся бы первым, выкопал бы могилу посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в соответствии со своими традициями.

Первым пришел Абу Талха, вместе с тем человеком, который был послан за ним. Абу Талха сказал: «Надеюсь, что ляхд будет лучше для посланника Аллаха».

Затем для посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) была вырыта могила с ляхдом. И ночью в среду посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) был похоронен.

В могилу посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спустились Али, Фадл ибн Аббас и Кушам ибн Аббас (радыйаллаху анхум), а также вольноотпущенный посланника Аллаха Салих (радыйаллаху анху).

Земля Медины представляла собой влажный солончак, поэтому на дно могилы было постелено старое красное покрывало, которое осталось от трофеев, захваченных в битве при Хунайне или Хайбаре.

После того, как в могилу было опущено тело посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), ее закопали и разровняли, а Билял Хабаши (радыйаллаху анху) сбрызнул могилу водой из кувшина.

Можем ли мы сегодня жить как сахабы?

Не только сегодня, но и в любое другое время невозможно достичь степени сахабов. Однако в любом столетии и в любое время сахабы будут являться примером для нас.

После посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) самыми благими людьми являются его сподвижники. Достичь степени сахабов невозможно, так как они видели посланника Аллаха(салаллаху алейхи ва саллям), уверовали в него и были свидетелями ниспослания ему божественных откровений. И посредством этой близости к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) они обрели недостижимую для других степень.

Абу Муса аль-Ашари (радыйаллаху анху) передает: «Однажды я вышел из дома, сказав себе: «Клянусь Аллахом, сегодня я не отойду от посланника Аллаха, и весь день буду с ним». Придя в мечеть, я не застал там посланника Аллаха. Спросив, в какую сторону он пошел, я отправился за ним по его следам. Наконец я нашел посланника Аллаха в саду рядом с колодцем Эрис. Ворота, ведущие в сад, были сделаны из пальмовых ветвей. Посланник Аллаха совершил малое омовение и присел в тени, рядом с колодцем. Я подошел к нему и поприветствовал, а затем вернулся к воротам. В это время кто-то подошел к воротам и толкнул их.

Я спросил:

– Кто там?

– Абу Бакр.

Я сказал:

– Подожди немного. А сам отправился к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и сказал: «О, посланник Аллаха! Абу Бакр ждет у ворот, и просит разрешения войти к вам». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Разреши ему войти и обрадуй его Раем».

Я вернулся к воротам и сказал:

– Входи! Посланник Аллаха радует тебя вестью о Рае.

Абу Бакр (радыйаллаху анху) вошел и сел справа от посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). А я вернулся к воротам. В это время снова кто-то постучал.

Я спросил:

– Кто там?

– Умар ибн Хаттаб.

Я сказал:

– Подожди немного. А сам отправился к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и сказал: «О, посланник Аллаха! Умар ждет у ворот, и просит разрешения войти к вам». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Разреши ему войти и обрадуй его Раем».

Я вернулся к воротам и сказал:

Умар (радыйаллаху анху) вошел и сел слева от посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). А я вернулся к воротам. Спустя какое-то время снова кто-то постучал. Я подумал, что это мой брат, который совершив омовение, должен был догнать меня.

Я спросил:

– Кто там?

– Осман ибн Аффан.

Я сказал:

– Подожди немного. А сам отправился к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и сообщил ему о приходе Османа (радыйаллаху анху). Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Разреши ему войти и сообщи ему о бедствиях, которые постигнут его, но вместе с тем обрадуй его Раем».

Я вернулся к воротам и сказал:

– Входи! Посланник Аллаха сообщает тебе о бедствии, которое постигнет тебя, и вместе с тем радует тебя вестью о Рае.

Он вошел и сел напротив посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям)» (Муслим, Фадаилюс-Сахаба, 29).

Несомненно, что верные друзья посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), которые были рядом с ним и оказывали ему помощь в самые трудные моменты, являются звездами для других людей. Дни самые достойные и праведные люди в истории человечества, после пророков. И конечно же сегодня, все мы должны жить беря с них пример.

Также на Фэндоме

Случайная вики